Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2009 » Сентябрь » 17 » ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ВЫЗЫВАЕТ ОТВЕТНУЮ ПРИВЯЗАННОСТЬ
21:52 ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ВЫЗЫВАЕТ ОТВЕТНУЮ ПРИВЯЗАННОСТЬ |
Постоянное присутствие ребенка особенно полезно для женщин, которые не сразу обретают радость в материнстве. Однажды во время обхода я посе- тил Джен, впервые ставшую матерью, и нашел ее в очень плохом расположе- нии духа. "Что-то не так?" - спросил я. Она призналась: "Эти чувства, которые я должна испытывать к ребенку, - у меня их нет! Я нервничаю, я вся в напряжении и не знаю, что делать". Я постарался ободрить Джен: "Любовь с первого взгляда приходит не ко всем, это относится и к родительской любви. Для некоторых матерей и их малышей это долгий и медленный процесс. Не беспокойтесь, ваш ребенок по- может вам. Но вы должны создавать условия, которые позволят включиться системе взаимной привязанности". И я стал объяснять. Все дети от рождения наделены специфическими чертами и свойствами, которые определяют как поведение, вызывающее ответную привязанность. Это также такие свойства и такое поведение, которые сообщают тому, кто забо- тится о малыше, о его присутствии и побуждают, подобно магниту, подойти к нему. К упомянутым чертам относятся округлые формы глаз ребенка, его щек, тельца; нежность его кожи, довольно большие глаза, проникающий взгляд, необыкновенный запах новорожденного, и, возможно, самым важным является язык, которым ребенок объясняется, - плач и звуки, издаваемые ребенком, собирающимся заплакать. Вот как работает линия связи между матерью и ребенком в этот самый первый период их взаимодействия. Звуки, издаваемые плачущим ребенком, действуют на чувства матери. Здесь есть и физическая и психологическая составляющие. Как уже упоминалось в главе 1, плач ребенка вызывает у ма- тери прилив крови к груди, сопровождаемый биологическим побуждением взять малыша на руки и нянчить его. Это один из самых ярких примеров то- го, как биологические сигналы, идущие от ребенка, включают биологическую реакцию матери. Нет в мире других таких сигналов, которые вызывали бы у матери столь сильный отклик, как плач ее ребенка. Только в этот ранний период жизни малыша его плач с такой силой влияет на мать и заставляет ее действовать. Проследим, что происходит, когда ребенок и мать находятся вместе. Ма- лыш начинает плакать. Мать, поскольку она рядом и настроена на восприя- тие ребенка, берет его и начинает кормить. Младенец перестает плакать. Когда ребенок снова просыпается, начинает извиваться, делает гримаску и затем плачет, мать реагирует точно так же. В следующий раз мать замечает сигналы, предшествующие плачу. Когда ребенок просыпается, начинает изви- ваться и кривит лицо, она берет его на руки и кормит до того, как он за- плачет. Она научилась читать подаваемые ее ребенком сигналы и соот- ветствующим образом откликаться на них. После того как такой диалог пов- торяется между матерью и ребенком много раз, они начинают работать как единая команда. Ребенок учится подавать более четкие сигналы, мать - быстро отзываться на них. Так как плач вызывает гормональный отклик в организме матери, у нее начинается прилив молока к груди, мать и ребенок находятся в биологическом равновесии. Теперь представим себе, что происходит, когда ребенок находится в па- лате для новорожденных. Младенец лежит в пластиковой коробочке. Он про- сыпается, он голоден и плачет вместе с другими двадцатью голодными мла- денцами, которые к этому времени разбудили друг друга. Добрая и заботли- вая сестра слышит плач и спешит на зов, она делает все, что может ус- петь. Но у нее нет биологической привязанности к данному ребенку, она не запрограммирована на сигналы конкретного новорожденного, содержание гор- монов в ее организме не меняется при звуках плача. Она относит к матери плачущего голодного малыша в установленное время. Проблема в том, что плач ребенка имеет две стадии: первые звуки плача вызывают чувство при- язни, а затем, когда плач становится раздражительным, это может отталки- вать. Из дневника Марты: "Я посмотрела в глаза моего новорожденного и поня- ла, что чувство голода - новое для него. Он никогда не знал его раньше и не знает, что я могу быстро избавить от него. Голодный ребенок сначала беспокоен, потом быстро начинает просто неистовствовать. Я старалась ус- петь до того, как это произойдет". Мама, которая пропустила первый выход на сцену в этом биологическом действии, потому что ее не было рядом, когда ребенок начал плакать, тем не менее должна заняться им несколькими минутами позже. К тому времени, когда малыша принесут к матери, он может продолжать плакать, или снова заснет, или встретит мать более или менее интенсивными и беспокойными всхлипываниями. Мама, которая биологически связана с ребенком, слышит этот сердитый плач, но, вероятнее всего, он волнует и огорчает ее, а не вызывает прилива нежности. Хотя у нее есть грудь, чтобы дать ребенку и успокоить его, она может быть столь уставшей и взвинченной, что молоко не пойдет, а ребенок расплачется еще сильнее. Мама начинает сомневаться в своей способности успокоить малыша, и он проводит все больше времени в детской палате, где, как кажется матери, "специалисты" лучше позаботятся о нем. Мама не может видеть сигналов, подаваемых ребенком, связи между ними рвутся, они уходят домой из больницы, не поняв и не узнав друг дру- га. Совсем иначе обстоит дело с ребенком, который пребывает вместе с ма- терью. Сигналы, которые предшествуют плачу, улавливаются матерью, и она прикладывает его к груди до того, как плач (сигнал, призывающий на по- мощь) перейдет в отчаянный рев. Таким образом и мать, и ребенок выигры- вают от нахождения вместе. Младенцы меньше плачут, матери не раздражают- ся, меньше сил тратят на то, чтобы успокоить малыша, реже наблюдается синдром дистресса новорожденных (беспокойство, спастические боли в живо- те, непрерывный плач). У нас принято говорить, что дети, содержащиеся отдельно, плачут сильнее, а дети, находящиеся вместе с мамами, плачут лучше. Происходит взаимное приспосабливание. Проводя все время вместе и ведя непрерывный диалог сигналов-ответов, мать и ребенок учатся приспосабли- ваться друг к другу и открывают в себе лучшие стороны.
|
Категория: Ваш ребёнок |
Просмотров: 448 |
Добавил: tollevin
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|