Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2009 » Октябрь » 3 » ПРОТЕСТ ПРОТИВ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
21:21 ПРОТЕСТ ПРОТИВ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН |
"С ПОНИМАНИЕМ ОТНОСИТЬСЯ" "К СОПРОТИВЛЕНИЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ" "ПРОТЕСТУ" Хотя матери и отцы не ждут, что дети спокойно перенесут смерть, развод или уход из семьи второго родителя, тем не менее они часто бывают удивлены тем бурным протестом и сопротивлением, которые выражает по этому поводу дочь или сын. В своем протесте дети дают волю гневу и боли. Сопротивляясь, они занимают оборону против всего нового, чего требует от них изменившаяся семейная ситуация. И протест, и сопротивление естественны в процессе адаптации детей к нежелательным переменам, с которыми в конце концов им придется смириться. Родитель-одиночка должен быть готов к таким реакциям и хорошо понимать, что именно на него будет направлено недовольство и враждебность ребенка. Ему не следует ждать, пока протест и сопротивление достигнут такой силы, что с ними трудно будет справиться, а постараться вызывать детей на обсуждение наболевших вопросов. Перехватив таким образом инициативу, родитель может направить в нужное русло детские обиды и сопротивление, в то же время демонстрируя, что непрестанно заботится о них и помогает преодолеть трудности Самые главные вопросы, которые должен задавать детям родитель в этот период: "Что ты сейчас чувствуешь?" и "К чему тебе больше всего не хочется привыкать?" Уйдя из семьи, отец часто избавлен от всплесков протеста и сопротивления детей только потому, что не всегда в пределах досягаемости. Когда, наконец, долгожданная встреча происходит, дети предпочитают не касаться того, что может омрачить радость от общения с отцом, которого они и без того видят достаточно редко. "Как реагировать на протест детей" Обычно эмоциональный протест детей принимает сле- дующие формы: • Ребенок испытывает страх и тревогу: "Что теперь со мной будет?" • Ребенок выражает страдание, он жалуется: "Мне больно, ведь я так много потерял". • Ребенок выражает гнев: "То, что случилось, несправедливо". • Ребенок выражает беспомощность: "Я жертва событий, на которые не могу повлиять". • Ребенок считает родителя-опекуна ответственным за случившееся: "Во всем виноват ты!" Родителям стоит прислушиваться к этим эмоциям, проявляя терпение и сдержанность. Они должны научиться не прерывать, не поправлять, не критиковать и не пытаться управлять смятенными чувствами, которые выплескивают на них дети. Выслушать -- значит показать, что сочувствуешь своему ребенку. Однако приходит время, когда этим разговорам нужно положить конец. Если к концу первого года дети все еще продолжают активно протестовать, изливая горе, гнев, страдание, беспомощность или осуждение, но не получая при этом видимого облегчения и не продвигаясь вперед ни на шаг, -- тогда, возможно, сочувствие родителя лишь стимулирует сопротивление и тормозит процесс адаптации. Ритуальное повторение жалоб может стать самоцелью, истощая драгоценную энергию и откладывая конструктивные действия на неопределенное время. Тогда родителю-одиночке желатель- но меньше слушать, но больше требовать. "Довольно тратить силы на пережевывание обид. Пора подумать о том, как снова стать счастливым". Но если и тогда в эмоциональном состоянии ребенка не происходит никаких перемен, нужно обратиться к специалисту. "Как реагировать на сопротивление детей" Сопротивление -- один из способов сказать "нет" поступающему извне требованию. Оно может быть выражено явно, в форме словесного отказа, или скрыто, в форме пассивного поведения, но всегда является силовым действием, демонстрирующим границы того, на что человек может согласиться. Лишаясь одного из родителей или встречаясь с ним лишь от случая к случаю, дети чувствуют, что контроль над ними в значительной степени ослабел, поэтому сопротивление часто является попыткой воспользоваться ситуацией и расширить для себя границы дозволенного. Родитель-одиночка, идя на некоторые уступки, может поддержать в детях столь необходимое им ощущение собственных возможностей. Например: • Предоставить детям право на собственное мнение в пределах устных высказываний, но родитель, выслушав их, может тем не менее настоять на своем. • Дать детям право несколько раз отказаться, прежде чем они согласятся уступить. • Разрешить детям отложить выполнение требования на определенное время. • Дать детям право выбора из нескольких возможностей, предоставленных родителем. В самом начале перехода к жизни в неполной семье такие уступки дают детям ощущение контроля над ситуацией, когда контроль со стороны взрослых ослаблен. Но, идя на уступки, родитель должен быть последователен и настойчив в своем требовании к ребенку относительно соблюдения договора. Со временем сопротивление идет на убыль, дети постепенно принимают новую реальность и становятся более сговорчивыми. Для некоторых родителей-одиночек такие уступки детям в ответ на их сопротивление неприемлемы: они боятся потерять свой авторитет. Но истинный авторитет не обязательно абсолютный. При сопротивлении детей родители могут позволить себе не торопиться. Можно вести переговоры, касающиеся самой сути сопротивления, приходя в результате к компромиссу: "Я разрешу тебе отложить это, если ты дашь слово сделать все позже, но в оговоренный срок". Уважать сопротивление ребенка -- значит, удовлетворять его потребность в самоуважении. Умение настаивать на своем учит ребенка ответственности, необходимой для любого сотрудничества. Обоим -- и родителю, и ребенку -- такие договоренности пойдут только на пользу
|
Категория: Советы |
Просмотров: 581 |
Добавил: tollevin
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Календарь |
---|
« Октябрь 2009 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|